Полный список экскурсий по Санкт-Петербургу

Адмиралтейство

Фотогалерея

Адмиралтейство

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге было заложено 5 ноября 1704 года по приказу основателя города на Неве, Петра I. Поначалу судостроительные верфи располагались на реках Сясь и Свирь, а построенные там корабли Петр лично испытал в плавании по Ладожскому озеру. Однако вновь заложенный город обладал большими перспективами в части судостроения и создания флота благодаря выходу к Балтийскому морю, и царь принял решение о переносе верфи в Санкт-Петербург.

Петр лично выбрал место для возведения будущего Адмиралтейства, на берегу Невы, на расстоянии полета пушечного ядра от Петропавловской крепости. В те времена, когда время от времени еще происходили стычки со шведами, пытавшимися отвоевать свои прежние владения, это решение было вполне разумным. Само Адмиралтейство, строившееся по плану, начертанному и одобренному государем, также представляло собой крепость. Внутренние постройки выстраивались в форме двух букв «П», обращенных друг к другу нижними сторонами. Крепость должна была быть обнесена насыпными валами и рвом. Адмиралтейский канал, на месте которого сегодня располагается Конногвардейский бульвар, также одновременно служил и для транспортировки строительных материалов, и для защиты от возможных набегов врага.

Долгое время обширное пространство вокруг Адмиралтейства оставалось незастроенным пустырем, поскольку по правилам строительства фортификационных сооружений крепостные валы должно было окружать 150 метров пустого пространства. Первые строения, из которых потом выросло нынешнее Адмиралтейство, были обычными глинобитными мазанками, лишь несколькими годами спустя Петр приказал заменить деревянные и глинобитные здания каменными строениями. Руководили строительством первого Адмиралтейства ближайший сподвижник царя, Меншиков, Яков Брюс, обер-комендант Петербурга, и комендант Олонца Иван Яковлев.

В 1706 году Адмиралтейство в Санкт-Петербурге представляло собой крепость, защищенную 108 пушками, в небольших строениях размещалась Адмиралтейская коллегия, склады и деревянная башня со шпилем в центре. Постепенно верфи перестраивались, деревянные дома сменялись каменными, но строительство шло очень медленными темпами. Кардинальной перестройке центральное здание с башней подверглось уже в 1732 году, при Анне Иоанновне, размеры башни и высота шпиля увеличились, но главное – был сохранен символ верфи и всего Петербурга, золоченое «яблоко» с корабликом-флюгером.

Работы завершились в 1738 году, тогда же адмиралтейский шпиль приобрел градообразующее значение. На него был ориентирован знаменитый «адмиралтейский трезубец», образованный расходящимися от Адмиралтейства лучами Невского, Вознесенского проспекта и Средней першпективы (Гороховой улицы).

При Елизавете Адмиралтейство обзавелось собственной церковью, а башня – колоколом. Павел I приказал привести здание в надлежащий порядок, были расчищены рвы и вновь насыпаны укрепления, а 1798 году часть помещений Адмиралтейства была передана в распоряжение вновь образованного Училища корабельной архитектуры.

Очередная реконструкция символа Петербурга началась уже в правление Александра I, который приказал перестроить здание в соответствии с его значением и общим архитектурным комплексом набережной Невы. К тому времени как раз было образовано Морское министерство, разместившееся в здании Адмиралтейства, и император счел неуместным облик старого и довольно скромного строения, дисгармонировавшего с величественным Зимним дворцом и дворцами вельмож, украсивших центр города.

Реконструкция Адмиралтейства, начавшаяся в 1806 году, была завершена только к 1823 году. В результате здание приобрело новый, блестящий парадный облик, обзавелось колоннадой и портиками, великолепными часами, статуями античных богов, горельефами, а внутренние покои были обставлены с блеском и великолепием, достойными императора. Адмиралтейство «выросло» в высоту почти в два раза, длина фасада вытянулась до 480 метров. Адмиралтейский канал был засыпан, а бывший Адмиралтейский луг постепенно преобразился – ныне на его месте располагаются Александровский сад, Исаакиевская, Сенатская и Дворцовая площади.

Начиная с 1706 и по 1844 год, когда Адмиралтейская верфь перестала выполнять свои изначальные функции (строительство судов переместилось на Новоадмиралтейскую верфь в конце Английской набережной), с ее стапелей было спущено на воду более трехсот кораблей. В последующие годы на территории Адмиралтейства размещались: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор, Военно-морской музей (1709-1939 годы).

С 1925 по 1998 год в здании Адмиралтейства функционировало Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского (то самое Училище корабельной архитектуры, основанное еще Павлом I). В 2012 года состоялся официальный переезд Главного штаба ВМФ в Петербург, и с тех пор Адмиралтейство в СПб украшает не только золотой кораблик, но и морской Андреевский флаг.

Ближайшая станция метрополитена: «Адмиралтейская» (5-7 минут пешком).

Вас также может заинтересовать

Исаакиевский собор
Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4
Летний сад
Санкт-Петербург, Летний сад
Кунсткамера
Санкт-Петербург, Университетская наб., 3
Александровский сад
Санкт-Петербург, Адмиралтейский пр-т
Казанский собор
Санкт-Петербург, Невский пр-т, 25
Александро-Невская Лавра
Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, 1

Заказать звонок