Фотогалерея
Кунсткамера
Своим созданием и богатейшей коллекцией Кунсткамера в Санкт-Петербурге обязана отцу города на Неве, Петру Великому. Историки и потомки не устают поражаться энергии, многогранным интересам и талантам этого выдающегося человека. Именно Петру принадлежит идея о собрании редкостей, которые и по сей день демонстрируются в Кунсткамере, шокируя и поражая посетителей со всего мира, и ее воплощение.
В начале XVIII века личная коллекция императора, прежде хранившаяся в Аптекарской канцелярии, в Москве, перекочевала в Петербург.
После переезда колбы с уродцами, демонстрирующие генетические аномалии на примере человеческих эмбрионов, редкие книги и прочие диковины поначалу хранились в комнатах Летнего дворца государя, а затем были перенесены в Кикины палаты, где в 1719 году впервые были показаны широкой публике. Строительство Кунсткамеры, приуроченное Петром к приезду его коллекции диковин и личной библиотеки, началось в 1714 году.
Созданием музея занимался Роберт Арескин, «надсмотрителем редкостей и натуралиев», а впоследствии и секретарем самой Кунсткамеры, директором Академии наук и Библиотеки Академии наук был назначен Иоганн Шумахер. Еще раньше, в 1704 году, Петром был издан указ о сборе родившихся уродов и прочих диковинных вещей, которые и составили основу коллекции Кунсткамеры (ныне - Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук).
Строительство Кунсткамеры на стрелке Васильевского острова, по соседству со зданием «Двенадцати коллегий», Биржей, дворцами ближайших сподвижников Петра, началось в 1718 году и было завершено в 1727 году. Выдержанное в стиле петровского барокко строение нежно-голубого цвета увенчано изящной башенкой с куполом, под которым хранится знаменитый Готторпский глобус. Спустя 10 лет после начала строительства была образована Академия наук, в ведение которой и отошел новый музей, один из первых в России и Европе общественных музеев. Кунсткамера в Санкт-Петербурге стала символом и логотипом Академии наук, а заодно и крупнейшей научно-просветительской базой, где трудились знаменитые ученые и исследователи, в числе которых был и Михайло Ломоносов.
Уже в XVIII веке началось формирование этнографических фондов музея. На протяжении двух столетий в Кунсткамеру поступали коллекции и находки, собранные путешественниками, мореплавателями, учеными, дипломатами со всех концов света. В 1747 году вспыхнувший пожар уничтожил часть башни, немалую долю этнографических коллекций, сильно обгорел Готторпский глобус. Долгое время здание было лишено своего главного украшения и только двести лет спустя благодаря архитектору Каплану-Ингелю изящная башенка со сферическим куполом была отстроена заново.
В 30-х годах XIX столетия на основе собраний Кунсткамеры было создано семь отдельных музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. В 1879 году было принято решение объединить Этнографический и Анатомический отделы и с тех пор Кунсткамера получила официальное название Музея антропологии и этнографии.
Сегодня Кунсткамера в СПб - один из старейших этнографических музеев мира, чьи коллекции насчитывают боле миллиона единиц хранения. Экспозиции музея посвящены анатомии человека, отклонениям в развитии и генетическим аномалиям, медицине, научной деятельности Ломоносова, первой астрономической обсерватории Академии наук, а также культуре и быту народов Африки, Монголии, Японии, Северной Америки, Индокитая, Китая, Кореи, Индонезии, Индии, Ближнего и Среднего Востока.
Ближайшая станция метрополитена: «Адмиралтейская» (15-20 минут пешком).