Фотогалерея
Музей «Крейсер «Аврора»
Долгие годы музей «Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге, тогда еще в Ленинграде, воспринимался лишь как символ октябрьской революции. Именно с этого судна был произведен легендарный залп в сторону Зимнего дворца, послуживший сигналом к началу штурма. Однако история знаменитого крейсера намного богаче, и именно музейная экспозиция поможет понять хронологию сражений и других событий, значимых для всей нашей страны.
История легендарного крейсера
Крейсер «Аврора» был заложен на петербургской верфи в 1897 году, спустя три года судно спустили на воду, а в 1903 году оно вошло в состав Балтийского флота. Осенью того же года «Аврора» под командованием капитана И. В. Сухотина была отправлена на Дальний Восток, однако план плавания изменился в связи с известием о начале русско-японской войны. Крейсер отправился спасать осажденный Порт-Артур. Затем последовало Цусимское сражение с разгромом русской эскадры. «Аврора» охраняла грузовой транспорт. В ходе сражения корабль получил небольшие повреждения, сохранив оснастку и остойчивость, однако более 80 человек из экипажа судна погибли.
Решением командования крейсер с парой других русских кораблей отправился в нейтральные воды Филиппинских островов, где был интернирован американскими властями. После окончания военных действий наскоро отремонтированные крейсера вернулись в Россию.
В ходе Первой мировой войны «Аврора» была модернизирована и переоснащена. В 1915 году на судно установили 4 шестидюймовых дополнительных орудия главного калибра (всего их стало 14). Во время войны крейсер нес дозорную службу, обеспечивал противовоздушную охрану флота.
Осенью 1916 года «Аврора» вернулась в Петроград, чтобы встать на ремонт на Франко-Русском заводе, и оказалась в самой гуще революционных событий. Этим годам истории нашей родины также посвящена часть экспозиций, которые представляет музей «Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге. Некоторое время на судне содержали политзаключенных, в ходе Февральской революции 1917 года команда присоединилась к восставшим рабочим, а капитан М. И. Никольский был застрелен взбунтовавшимися матросами.
Следом за Февральской грянула Октябрьская революция. После смены власти и государственного переворота, ознаменовавшегося победой большевиков, ремонт корабля был благополучно завершен. Вплоть до начала Великой Отечественной войны «Аврора» исполняла функции учебно-боевой базы ВМФ. В 1941 году судно планировалось пустить на слом, но война смешала все планы.
Еще до блокады Ленинграда с крейсера были сняты 9 дальнобойных орудий. Они участвовали в обороне города в районе Вороньей горы и Киевского шоссе близ Дудергофа, еще одно орудие перекочевало на бронепоезд «Балтиец», громивший врага под Ленинградом. Несколько орудий меньшего калибра перевезли на Чудскую флотилию. Сама «Аврора» была отправлена сначала в Кронштадт, а затем в Ораниенбаум, где и простояла в полузатопленном состоянии в порту до конца войны.
После войны отреставрированный легендарный крейсер вернулся в Ленинград, где использовался в качестве учебной базы Нахимовского военно-морского училища. В 1948 году крейсер «Аврора» был поставлен на вечную стоянку у Петроградской набережной. Вплоть до 1956 года судно служило учебной базой до курсантов-нахимовцев, именно тогда здесь и был открыт корабельный музей, филиал Центрального военно-морского музея.
С тех пор «Аврора» два раза отправлялась в доки для ремонта: первый раз реставрация судна на судостроительном заводе имени Жданова длилась с 1984 по 1987 год, во второй раз корабль отправили в Кронштадт в 2014 году. Летом 2016 года обновленное судно вновь вернулось на место своей вечной стоянки, и сегодня музей «Крейсер «Аврора» в СПб функционирует в штатном режиме.
Экспозиции и экскурсии
В корабле-музее девять залов, каждый из них посвящен особой тематике (два зала пока находятся в стадии разработки). Комплексная экскурсия охватывает шесть залов с рассказом о самом крейсере и его роли в отечественной истории, а также экспозицию, посвященную быту русских моряков дореволюционного периода.
Ближайшие станции метро – «Горьковская», «Площадь Ленина».